Влияние человека на экосистему Азовского моря. Динамика промысла рыб
Устойчивое функционирование природной экосистемы обеспечивается определенной структурой ее биотических и абиотических компонентов: живых организмов (зеленые растения, животные и детритофаги) и среды обитания, обусловленной совокупностью экологических факторов. В случае нарушения экологической структуры – потери, изъятия либо, наоборот, появления нового компонента – экосистема перестает функционировать стабильно и, в худшем случае, может погибнуть. Крайне важно распределить по ранжиру основные виды воздействия на экосистему и биоресурсы – от климата, добычи рыбы до аквакультуры. Рассматривая факторы воздействия на морские биоресурсы, надо обратить особое внимание на перелов всех ценных видов рыб. Так, к настоящему времени рыбу в южных морях России, включая Азовское море, попросту переловили и рыбные запасы теперь подорваны.
Рыбное хозяйство имеет давнюю историю и большое значение (как отрасль специализации) для прибрежных населенных пунктов Азовского моря. Оно было поставлено на коллективную, «промышленную» основу в 1920– 30-е гг., когда объемы вылова и переработки рыбы существенно выросли в сравнении с дореволюционным периодом.
Если рассматривать динамику вылова рыб (рис. 8.1; 8.2) в Азовском море и их видовой состав, можно сказать, что с середины ХIХ века в течение длительного времени основными промысловыми рыбами были такие ценные виды, как судак и лещ, их уловы достигали соответственно 70 и 60 тыс. т в год. Уловы осетровых постепенно сокращались: с 15 тыс. т в середине XIX века до 7 тыс. т в 1930–40-е гг. В целом Азовское море к 1940 гг. давало 20 % общесоюзного улова рыбы. Сразу после окончания Великой Отечественной войны рыболовецкие колхозы и рыбоперерабатывающие предприятия Приазовья стали восстанавливаться (рис. 8.3; 8.4). Главными промысловыми рыбами в послевоенные годы являлись мелкий и крупный частик, хамса, тюлька, сельдь и красная рыба. Качественный перелом в вылове рыбы произошел в 1950–1960-е гг. (рис. 8.1; 8.2). В это время сказались негативные последствия общего перелова в Азовском море, а также химизации сельского хозяйства. В результате возросла массовая добыча азовского бычка – корма белуги и севрюги. Азовское море потеряло свое рыбопромысловое значение.
Рыболовство в бассейне Азовского моря испытывает острый кризис. К началу XXI века произошел значительный спад объемов добычи промысловых рыб (с 400 тыс. т в 1860-е гг. до 10–30 тыс. т в год в 1990-е гг.) (рис. 8.1). В течение последних двадцати лет естественное воспроизводство ценных видов рыбы Азовского моря балансирует на грани угрозы полного исчезновения (выводы основаны на опубликованных материалах и экосистемных исследованиях, проводимых с 1998 г. в бассейне Азовского моря Азовским филиалом Мурманского морского биологического института и Южным научным центром Российской академии наук). Особую озабоченность вызывают осетровые, улов которых в 1997 г. сократился до 450 т. В 2000–2004 гг., согласно данным официальной статистики, азовской рыбы добывали порядка 30–40 тыс. т, причем половину улова составили хамса и тюлька.
Главной разрушительной силой морской экосистемы явилось плановое рыболовство в советский период и промышленное браконьерство сейчас. В результате ценные промысловые виды рыб просто переловили. В 2000 г. промысловое использование осетровых в Азовском море вообще было запрещено. В настоящее время улов осетровых производится только в рыбоводных и научно-исследовательских целях.
Проблемы естественного воспроизводства рыб
Сооружение Цимлянской плотины в 1952 г. нарушило естественный режим речного стока Дона. Дамба повлияла на процесс весеннего нереста и сезонных миграций многих видов рыб. Однако надо понимать, что кризис промысловых биоресурсов возник еще в период плановой советской экономики в 1930– 70-е гг. Перелов ценных рыб Советский Союз в 1960–1980-е гг. компенсировал масштабным заводским воспроизводством молоди судака, леща и осетровых. Рыбоохранные меры, конечно, принимаются, но они малоэффективны.
Существенно осложняет нерест и миграцию рыбы возросший поток (до 10 тыс. рейсов в год) судов «река – море» водоизмещением до 5 тыс. т, а также связанное с судоходством заиление проток на взморье. Для безопасности мореплавания производятся масштабные (объемом более 10 млн м3 в год) дноуглубительные работы в Азово-Донском канале. На путях миграций рыбы на нерест расширяются объемные свалки грунта. Развитие судоходства резко активизировало размыв берегов и другие нежелательные литодинамические процессы, ускорилась деградация авандельты Дона. Размыв свалок приводит к обмелению проток авандельты, которые еще в 1940–50-е гг. были пригодны для судоходства. Сегодня суммарный экологический ущерб, наносимый состоянию дельты Дона судоходными компаниями, сравним с последствиями эксплуатации Цимлянского гидроузла. В проектах развития морских и водных транспортных магистралей должны быть заложены компенсационные инвестиции для обеспечения прохода рыбы на нерест и на заводское воспроизводство (рис. 8.5) ()Матишов и др., 2005 ).